Красивая статистика

Есть такой ютьюб-канал — Data Is Beautiful. И на нём ролики с разными динамическими графиками. В том числе есть данные по численности армий мира с 1816 года по 2019. Занятная картина вырисовывается в движении.

Во-первых, чётко отслеживается извечное противостояние Франции и Германии.

Во-вторых, очень хорошо видно, как Германия готовилась к большой экспансии в конце 30-х годов прошлого века (в отличие от СССР).

Франция сердится:

Чем закончилось, мы знаем. Тем не менее французская армия, даже сдавшись немцам, оставалась огромной до конца 2МВ.

Показательна мощь Соединённых Штатов. Даже на пике военного могущества СССР уступал им почти вдвое. Тогда СССР хотя и потерял значительные территории, но всё же включал в себя Среднюю Азию. Людские ресурсы России куда как ниже советских, не говоря уж об американских… про численность НАТО и подумать страшно.

Это, что мы имеем сейчас. По мне, нормально. Сейчас есть такое оружие, что войскам лучше не концентрироваться… нет, не короновирус ))). Ну и к слову: в топе нет ни Германии, ни Франции, ни Великобритании. Но это пока не запахло войной.

Посмотреть динамическую графику полностью можно на канале.

Насколько я понимаю, автор ролика наш соотечественник из Штатов; возможно, ошибаюсь.

С таким же название есть шикарнейший канал на Reddit. Вот, например, инфографика по COVID 19:

Кому интересно, советую зайти на реддит-канал этой статистической красоты — там много-много-много познавательного

Ссылка-https://igorazerin.com/blog/?p=4151

В защиту Зули

Прежде чем охарактеризовать  роман «Зулейха открывает глаза», полагаю, было бы правильно обратить внимание на два момента.

Первый: фильм и книга различны по сюжету. К сожалению, фильм не только перенёс на экран ряд несуразностей из романа (их немного), но и нагрузился откровенно дешёвыми трюками. Например, яма-капкан, из которой не может вылезти человек, который её копал. И волк, подпрыгивающий, чтобы достать человека. Появление ржавого замка и в книге намекнуло на утопление баржи с людьми, но в фильме этот ход читается так чётко, так быстро, что прямо–таки стыдно смотреть столь примитивную залепуху.

Второй: критика фильма (увы, заодно и романа)исходит, в основном, от коммунистов-сталинистов: де, произведение антисоветское. Что же… Если взять сумму ситуаций, в которых персонажи бедуют, то да – основным источником неприятностей и трагедий является власть, на момент описываемых событий – советская. Но роман так же антисвекровный, сильно антимужний, а фильм ещё и антишалавный, если принять во внимание моральный облик белобрысой комиссарши, которая в картине обрела весомую роль аж на несколько серий (в книге упоминается лишь несколько раз).

Но ведь в самом деле бывают ужасные свекрови (и тёщи), и злые мужья, и шалавы, прыгающие из постели в постель, при этом пытающиеся влиять на мужиков. В книге и фильме это гипертрофировано, чтобы сильнее тронуть читателя-зрителя за душу. Вот и советское прошлое подаётся гипертрофированно ужасным. С учётом действительно имевших место репрессий и поздних россказней автору(ам) просто очень удобно использовать для описания человеческой трагедии сложившиеся стереотипы о конкретном историческом периоде. Это как использование подручного материала – дёшево и сердито. Не надо усматривать в таком подходе глобального заговора.

Эксплуатация стереотипов – распространённая практика: так поступает не большинство литавторов и режиссёров, а почти все. Раньше это была месть и измена – теперь эти темы практически не используются, разве что косвенно  в простеньких детективах. Недавно у нас пользовалась спросом тема войны и противостояния честного коммуниста партократии.  Сейчас эксплуатируется постап (всё погибло, осталась кучка людей) и попаданство, чтобы переписать историю задним умом. Так что дело не в заговоре, не в умышленном очернении. Ломают стереотипы единицы, и обычно остаются безвестными. Выигрывают славу те, кто попадает в слом устоев, смену клише; таков, например,  Оскар Уайльд.

Теперь о романе «Зулейха открывает глаза».

Идея романа шире, глубже, тоньше метафоры, содержащейся в названии. Скорее всего Гузель Яхина, не ведая сама, бессознательно вышла за пределы своего замысла, ибо рассказала не о Зулейхе, а о принципе Упыриха-Зулейха-Юзуф.

Её свекровь (Упыриха) стала пленницей сложившегося веками уклада и не смогла вырваться (пыталась – так написано в книге); Зулейха волею судьбы вышла из круга, в котором ей суждено было повторить (наверное, с меньшей жестокосердостью) путь свекрови и пустить по той же орбите дочерей; Юзуф – человек иного круга: он через мать перенял лучшие устремления своего народа и обогатил их знаниями иных культур. Именно эта идея, литературно преподнесённая нам Яхиной, делает её произведение выдающимся и по-настоящему ценным для людей. Замкнутое в себе общество, уничтожающее всё новое, что не служит материальному обогащению и поддержанию существующего порядка, склонно к огрублению и умиранию. Общество, в котором допускается свобода мысли, пусть даже угнетаемая, может дать жизнеспособную поросль. Сформулировать короче и точнее идею романа не умею.

Теперь об уровне, на котором писателем Яхиной выполнена работа.

Роман словно из двух частей, написанных разными людьми. Начало похоже на сценарий. Ужасная дроблёная речь короткими фразами. Если так исполнено намеренно, то ход неверный, ибо разваливает общую картину, но нисколько не даёт художественного контраста (если, конечно, он подразумевался). Впрочем, полагаю, мало кто из читателей обратит внимание на стиль.

Позже «сценарная рваность» исчезает, однако не совсем – в диалогах очевидно стремление автора рассказать всё правильно и как можно больше, словно есть лимит экранного времени. Литература решает свои задачи гораздо более богатым арсеналом приёмов, чем те, что имеют сценаристы.

И всё же большая часть романа написана правильной ясной речью, есть хорошо скомпонованные составные предложения, даже со знаком «точка с запятой». Местами поражает чувственность. Назвать ЗОГ дамским романом нельзя, но в нём чувствуется женская нежная сентиментальность и искренность. Цепляет. Вот пример того, как описаны самые счастливые дни жизни Зулейхи:

«Этой осенью она, кажется, не спала. Усыпляла сына, целовала в теплую макушку и – скорее вон из лазарета, вверх по тропе, где каждый вечер настойчиво звал, требовал ее к себе маленький красный огонек. Ночами глаз не смыкали, их всегда не хватало, ночей. А утром – проведать спящего сына, и – на охоту, вечером – в лазарет, убираться… Не было у Зулейхи времени спать. Да и не хотелось. Силы не убавлялись, а все прибывали, переполняли: она не ходила – летала, не охотилась – забирала у тайги что полагалось; и целыми днями ждала ночи.»

«не охотилась – забирала у тайги что полагалось»… Замечательно. Очень знакомо, но прекрасно своей лаконичностью. В приведённом абзаце ничего ни отнять, ни добавить.

Обращу внимание на метафоры. Их много. Их много, но лучше бы их было мало. Потому что эти метафоры либо слишком очевидны и уже применялись кем-то, либо спорны. Скажем , когда «Выеденная топором в стволе рана похожа на распахнутый в немом крике рот» – это красиво и точно, а «широко распахнутый рот сейфа» – это ну очень спорно. Как  и «щётки лесов».

В самом начале есть несуразности, которые (опять же) многие читатели не заметят, но, на мой взгляд, они сильно убавляют достоверности. Например, появление Упырихи – местного колхозника удивляет, что она ещё жива. Чтобы в деревне, где Упыриха прожила всю жизнь, не знали, жива они или нет!.. Не может быть! Соседи, родичи, знакомые… Не верю.

Тем не менее, «Зулейха открывает глаза» – замечательное произведение. Оно обогатило нашу литературу. Кстати, очень корректно затрагивается национальный вопрос. С любовью и уважением к своему народу и без какой-либо неприязни к другим.  Есть замечание о роли местоимений «я», «мне» в русском и татарском языках, но общего интеллигентного и уважительного настроя оно не меняет. Гузель Яхина заслуживает уважения за свою работу. Произведение вызывает чувственный отклик. Вероятно, это и было целью автора – цель достигнута.

PS. И фильм, если отмести несуразности гипертрофированно раздутого трагизма, тоже получился хороший. Эти мультипликационные вставки и музыкальное сопровождение – пять баллов. Но фильму моя пятёрка только за это, а книге – почти за всё и в целом.

Ссылка — https://igorazerin.com/blog/?p=4146

Жажда наживы

Делая заказ в на сайте крупной сети компьютерных магазинов заметил баннер с рекламой медицинских повязок. НА САЙТЕ КОМПЬЮТЕРНОГО МАГАЗИНА!!! Причём не где-то сбоку, а в колонке основных рекомендуемых товаров.

65 рублей за штуку! Вот это да! В конце осени мне предстояло совершать поездки в Москву и я зашёл тогда в аптеку. Там были китайские повязки по 40 рублей за пачку, а в пачке пять штук, кажись. Мне показалось дорого и «непатриотично» и я купил в другой аптеке наши — за тридцать рэ или даже дешевле (сейчас точно не помню). В пачке было не меньше пяти повязок. И вот наступила весна…

Мать вашу!.. по 65 р. за один лоскуток! Совсем рехнулись? Неужели покупают? Лично я даже жить настолько сильно не хочу, чтобы так переплачивать.

Если кто-то покупает, то компьютерная сеть имеет неплохой гешефт. Ибо и на технику цену задирают, хотя она за более дешёвые рубли завозилась, и маски копеечные толкают раз в тридцать дороже от себестоимости. Интересно, и производитель так цену сейчас ломит? Или только торгаши? Не говоря уже о совести, это вообще законно?

Ссылка — https://igorazerin.com/blog/?p=4079

Ветерицид

covid-19

Китай из-за политики «одна семья — один ребёнок», позже смягчённой, но по-прежнему реализуемой, подступает к катастрофе пенсионного возраста. Там скоро на одного работающего будет несколько иждивенцев, причём больше половины — старики. Старикам положена пенсия, льготы на лечение, а так же большое количество медучреждений с соответствующим персоналом.

И тут внезапно возникает эпидемия Covid-19, которая в значительной степени охватывает людей старшего возраста. Заражаются вирусом все, но представители возраста до тридцати в основном являются переносчиками, а сами переносят болезнь как обычный насморк. Чем старше человек, тем больше вероятность смертельного исхода или осложнения.

С одной стороны, очевидно, что болезнь поражает ослабленные, дряхлые организмы, но с другой… ситуация наводит на мысль, что некоторые государства разрабатывают вирусы, способные поражать жертвы по возрастным признакам. И иногда происходит утечка и случайное заражение.

Разумеется, разрабатывается такое оружие (а параллельно и сыворотка) не прямо против родных стариков. Скажем, утверждается программа по разработке бактериального препарата против престарелых лидеров враждебных государств (подумал о Путине? ты не один такой, и помни об умерших от рака лидерах Южной Америки), а потом уже обкатываются варианты возможного распространения инфекции, и тихой сапой готовятся условия «случайного» облегчения положения ныне работающего населения.

( veternus — (лат.) старый, старость; caedo — (лат.) убивать, отсекать, приносить в жертву.)

Ссылка — https://igorazerin.com/blog/?p=4073

Последний революционер

Эдуард Лимонов умер.

Его последняя запись в ЖЖ была утром тринадцатого марта и гласила:

Я заключил договор на новую книгу. Книга называется «Старик путешествует».  Она уже написана.
Права куплены издательством  Individuum. Приходили молодые и красивые ребята, парень и девушка. Они мне понравились. Договор подписан вчера.
Так что так.

Человек с позицией. Один из тех, кто помогал обуздать укрогнид, и если бы не преклонный возраст, можно не сомневаться, взял бы в руки оружие и очистил бы мир от нескольких майданутых тварей. Тем не менее его последователи показали себя настоящими воинами.

К сожалению, российская власть всячески его травила, как и любого несгибаемого борца, имеющего собственную точку зрения. А Лимонов один из людей редкой породы, умеющей разбираться в деталях, и находящих мужество подмечать и не умалчивать о положительных поступках своих соперников, если те что-то сделали для своей Родины — России.

Ссылка — https://igorazerin.com/blog/?p=4063

Засидевшийся

Путин уже начинает раздражать.

Если раньше был целиком за него, то теперь чувствую, что доводов за нахождение его во власти лично у меня не осталось. Выверт с конституцией — последняя капля. Просто мелко и паскудно. Даже если вдруг он не пойдёт на новый срок — мелко, ибо ни к чему нам бесконечные президентские сроки. Просто шесть лет — уже много.

Паскудно, потому что пакетом протаскивает президентство. Поправка про «государствообразующей народ» — уловка для морально и умственно ограниченной массы коего процентов 70-80 населения от населения любой страны. И вот в России этой массе государь дарует почётное звание. Оно ничего не даёт кроме распухающего националистического самомнения. Да ещё раздражает значительную часть народа не способного, оказывается, образовать государство. Тем не менее тупая масса присвоит фиглярское звание и будет гордиться. Расчёт власти на сто процентов верный.

О Боге (о семье и о детях) — приманка для верующей части населения, в основном мусульманской. Это не только сладкая пилюля от «государствообразующего народа», но и обманка от Путина.

При этом, запрет заграничной недвижимости для чиновников и депутатов, конфискация имущества и прочие вполне справедливые и созвучные духу времени поправки выбросили в мусорную корзину.

В случае референдума пойду и проголосую против. Формально — против поправок в Конституцию, фактически — против Путина.

Ссылка — https://igorazerin.com/blog/?p=4053

Схема Ходорковского

В основном я относился к Ходорковскому нейтрально, но порою с симпатией.

Но надо всё же к деятельности таких персон подходить практично. Ходорковкий добивается возврата ему стоимости компании ЮКОСа в полном объёме. Одно дело симпатия к нему, как человеку пострадавшему от государственной машины и другое — его деятельность, которая лежит в сфере финансовой выгоды, а не в идеалистических эмоциях и устремлениях.

Если практично посмотреть, то видим: Ходорковский и его партнёры нацелены возвратить себе всю стоимость их компании с процентами. Деньги они намерены получить не с Путина или Сечина, а с России, то есть с граждан России, причём одинаково со всех, без привязки к достатку. Иным словами, имея претензии к власти, прямо обвиняя её, Ходорковский лезет в карман к нам, простым гражданам, а не к власти. Не полковник Захарченко, не Медведев, не тысячи хапуг будут платить 55 миллиардов долларов Ходорковскому и Невзлину, а государство — за счёт урезания бюджетных дотаций здравоохранению, образованию, науке, культуре. Не воры будут платить ворам, а простые люди. Воры при этом не обеднеют.

Очевидно, что деятельность Ходорковского нацелена на легитимацию или, по крайней мере, на оправдание своих претензий к России. В этом цель его проектов, вроде «Открытой России». Подписывая договор с юридической конторой или партнёрами, которые выбивают деньги с РФ, он просто передавал полномочия «плохого полицейского» им, а сам играет роль «добренького». За всей его демагогией и инвестициями стоит жажда реванша и получения прибыли.

Вот такая схема вырисовывается.

Ссылка — https://igorazerin.com/blog/?p=3998

Ещё один интересный

Ещё один интересный и весёлый турецкий фильм.

Цитата: «Отлично выглядишь. Ну иди. Только никому не говори, что в нашей парикмахерской постригся» .

Замечательный фильм, годится для детей. Вот только перевод туфтовый, ощущение, будто в гугле переводили для озвучки. В принципе, по смыслу перевели довольно точно, но многие фразы упростили донельзя — пропали сочные выражения. И ладно, когда Нихаль кричит пацану: «Сиктирь!» — тут, действительно можно перевести как «проваливай», чтобы не шокировать публику и дети могли бы смотреть, но многие обороты вообще опущены.

Название фильма в переводческой интерпретации «Лодки из арбузных корок», по аналогии с замками на песке, только в оригинале есть глагол действия и вообще русскому зрителю такое название не совсем понятно, и хорошо, что намёк есть в реплике одного из усатых персонажей.

Ссылка — https://igorazerin.com/blog/?p=3993

Хороший фильм

Турецкий фильм весьма пристойного уровня. Не без основания получил «золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. «Зимняя спячка«. По мотивам произведений А. П. Чехова («Хорошие люди» и «Жена»).

На этическую тему (ну, Чехов же), с размеренным сюжетом, но удерживающий внимание на всём трёхчасовом протяжении.

Ссылка — https://igorazerin.com/blog/?p=3990